Карманный урбанизм 
 
Карманный урбанизм — направление в искусстве, представители которого основной своей темой выбирают изображение города, пространство которого преобразуют в свой волшебный мир, наполненный множеством деталей. 
 
Основные характерные черты всех художников, принадлежащих к этому направлению — это любовь к деталям и наблюдениям, некоторая наивность в рисовании, активное использование пятна, линии и контура. Для них очень важна вещественность окружающего мира, его материальность. Но наиболее важная черта — это особое немного кукольное пространство, возникающее в их работах.
 
Главные представители карманного урбанизма: Мирослав Шашек (Miroslav Sasek), Лаура Карлин (Laura Carlin) и Мауни Феддэг (Mouni Feddag). 
 
Мирослав Шашек ( 1916 — 1980) — чешский писатель и иллюстратор, эмигрировавший в Мюнхен в конце 40-гг. Он написал и проиллюстрировал серию книжек-картинок — путеводителей по городам мира, каждая из которых посвящена одному городу. Первая его книга This is Paris вышла в 1959 году, и хотя изначально планировалось только три книги, серия стала настолько популярной среди детей всего мира, что в итоге Шашек создал 18 книг. Метод его работы был таков: он приезжал в очередной город с чемоданом, набитым материалами и шел рисовать с натуры. Он тщательно зарисовывал  все важные  достопримечательности города, делая сотни эскизов, подмечая каждую деталь. «Детали очень важны для детей. Если я нарисую 53 окна вместо 54, меня завалят возмущенными письмами» - говорит Шашек в интервью с Л.Б. Хопкинсом  в 1969 г. После того как Шашек был полностью удовлетворен своими эскизами, он возвращался в отель и после непродолжительного отдыха приступал к работе над оригинальной иллюстрацией. Одновременно с созданием рисунка он делала и макет всей книги. Таким образом к концу каждого путешествия у него было по готовой книге, готовой уйти в печать. Вторая популярность пришла к  Шашеку в 2000-х гг, когда запечатленный им мир исчез, и именно ностальгия по этому миру сделала его книги вновь популярными. 
Иллюстрации Шашека невероятно обаятельны, они очаровывают нас, погружаясь в них , мы замечаем все больше и больше деталей. Шашек рисует не только архитектуру города (кстати по первому образованию он архитектор, что несомненно очень помогало ему в работе), он показывает нам город через людей, через множество бытовых сценок, окружавших его, и каждая его книга непохожа на предыдущую. При этом город Шашека невероятно дружелюбен, он не поглощает людей, а является фоном для их жизни. В своей графике Шашек активно использует пятно и линию, текстуры и фактуры, его работы напоминают коллажи. Пространство его работ неглубокое, хотя он наравне с фронтальной перспективой часто использует и линейную. Конечно нужно смотреть не отдельные его иллюстрации, а целую книгу, где они закомпанованы друг за другом в особой ритмической последовательности, рисунки в край свободно чередуются на развороте с обтравленными фигурками людей и машин. Люди у Шашека сильно стилизованны и наивны, тонконогие и тонкорукие с большими головами и маленькими кистями рук, они почти все собраны из простых объемов и еще сильнее, в отличие от некоторых иллюстраций с архитектурой, напоминают коллажи. 
Параллели с Шашеком мы видим у другого представителя Карманного урбанизма — Дэвида Кляйна (1918-2005), американского художника, наиболее известного своими рисованными плакатами городов для авиакомпании TWA (Trans Worls Airlines). Есть и схожие сюжеты и даже повторяющиеся графические элементы, при этом Кляйн на мой взгляд менее живописный, его работы суше и графичнее, не столь обаятельны, по сравнению с иллюстрациями Шашека. С другой стороны и аудитория у Кляйна другая, он работает уже не в мире детей, а в мире взрослых.
 
Следующий представитель нашего движения — современный британский иллюстратор Лаура Карлин, закончившая Royal College of Art, и работающая сейчас для Heart Agency. Среди ее клиентов The New York Times, The Royal Mail, The Folio Society, The Guardian и многие другие. Ее объединяет с Шашеком любовь к деталям, некоторая наивность рисования, но при этом у ее работ совсем другая интонация, они куда психологичнее, более депрессивны , овеяны сентиментальностью. Пространство ее иллюстраций гораздо глубже, оно затягивает нас внутрь, в них много воздуха, это уже не цветовой коллажный ковер Шашека, хотя Карлин по сути использует те же приемы: пятно, плоскость и линию, но все детали, используемые ею текстуры, тщательно вписаны в общий колорит листа. Она любит холодную палитру красок, мрачноватые тона, которые добавлют меланхоличности ее работам. Карлин не останавливается на двухмерной графике, она выходит в пространство, работает с керамикой и с объемными бумажными иллюстрациями. По ее признанию, увлечение керамикой пришло противовесом к усталости и некоторому разочарованию в работе иллюстратора. Тема города переходит и в керамику, Карлин создает крафтовые, наивно вылепленные, очень простые по форме здания Лондона. 
 
Говоря о Карлин нельзя не упомянуть ее мужа Люка Бэста (Luke Best), также британского иллюстратора и сооснователя Heart Agency. В их работах видно сильное влияние друг на друга. При этом Люк Бэст более лаконичен , пространство его работ более плоское по сравнению с Карлин, а цветовая палитра ярче.
 
Еще один важный представитель карманного урбанизма — тоже британский иллюстратор Мауни Феддэг, учившаяся в Германии. Работая все теми же пятном, линией и множеством текстур, Мауни, с общей для всех наивностью рисунка, отличается от предыдущих графиков невероятным вибрирующим цветом. По ее признанию она любит выбирать «неправильные» сумасшедшие цветовые сочетания (wrong colors, crazy colors), шокируя своего зрителя тем интенсивным, пульсирующим цветом в своих работах. По сравнению с Карлин и Шашеком, в ее иллюстрациях совсем мало воздуха. Они переполнены, буквально забиты деталями и зачастую считываются как паттерн. Свой город она в основном решает через людей, через обычные бытовые сценки, окружающие ее. В ней нет психологизма Карлин или безмерной дружелюбности Шашека, Мауни наблюдатель, она просто фиксирует историю и оставляет нам возможность додумать ее, практически не привнося в нее своего отношения. Ее иллюстрации напоминают богатый цветовой ковер, состоящий из множества разных фактур и текстур, при этом они обладают очень мощной энергией и экспрессией. 
 
Предшественник Карлин и Мауни Феддэг, и важная веха в британском искусстве XX в, а также еще один представитель нашего течения — Л.С. Лоури (1887 — 1976), должен был оказать сильное влияние на их творчество. Лоури, родом с севера-запада Англии, из Ланканшира писал наивные работы индустриального города середины XX в. Как и в работах других художников, в его полотнах возникает свой своеобразный кукольный мир, они заполнены людьми-куколками, людьми-спичками на фоне дымящего и довольно зловещего города. Палитра Лоури построена на нежных пастельных тонах, с отдельными цветовыми акцентами и активным использованием черного цвета.
 
На протяжении XX века немало художников присоединялись к движению карманного урбанизма. Тема города волновала многих, в том числе нужно сказать и о американском художнике Бене Шане (Ben Schahn, 1898 – 1969), с его острыми социально-направленными живописными работами окружающего города и человеческой жизни в нем.  Еще один яркий представитель — Сол Стейнберг (Saul Steinberg, 1914 – 1999)  виртуозный рисовальщик, сотрудничавший с The New Yorker, и создавший для них 85 обложек и 642 иллюстрации. Одна из наиболее известных обложек — это View of the World from 9th Avenue c изображением уходящей перспективы улицы Нью-Йорка, довольно широкой рекой Гудзон, несколькими условно обозначенными американскими городами вдалеке, потом Тихого океана не шире реки и маленькими островками стран: Китая, Японии, и России. 
 
 
Буквально за последние пару месяцев к движению примкнула еще одна группа художников.
 
 
Художник №1
Занимается скульптурой в малых формах. Его иллюстрации — это обработанные фотографии слепленного им вручную города. Каждый домик в нем не больше фаланги пальца, и весь его город действительно можно унести в кармане. Кроме самой скульптуры он также использует рисованные фоны.  Перед нами возникает кукольное пространство сгрудившихся домиков. Выставляя свет, художник фотографирует город с разных ракурсов, получая множество разных изображений.  
 
 
 
Художник №2 
Живет в г. Мурманск в России и рисует северный город. Его материалы — это акрил, тонкий линер и цветные карандаши. Перед нами возникает панорама зимнего Мурманска. Город, утопающий во тьме даже днем. 
 
 
Художник №3 
Его родной город Сингапур, и глядя на его работу мы видим сильное влияние Стейнберга. Композиция листа делится на две части: верхняя — это уходящие в небо небоскребы, построенные на ритме одинаковых членений, нижняя часть — это пространство улицы, заполненное различными персонажами. Художник использует карандашное линейное рисование с добавлением цветных декоративных элементов. 
 
 
 
Художник №4
Рисует старый Лондон конца 20-х гг. Его материал — тушь, и он мастерски использует заливки, в основном работая тоном и пятном. Люди на его работе — это маленькие букашки, пойманные в случайном моменте. 
 
 
Художник №5
Его город — Тбилиси, и это история про крыши. Мы видим каскад домов, заполняющих почти весь лист. Он работает в смешанной технике, используя графит, гуашь и акварель, создает ритм повторяющихся красных пятен, на которых держится композиция.
 
Манифест 

Мы, карманные урбанисты, рисуем Город! Город, в котором живем, город, который любим, города, в которых бываем, тот город, который нам интересен!
Но! Это не случайные наброски городской среды, не сухие архитектурные зарисовки, это целый преобразованный нами, зачастую волшебный мир, состоящий из сотен деталей.  
Мы любим вещи, мы любим материальность этого мира, и любим его изучать, деталька за деталькой. Нам важно сколько колонн на этом здании, и сколько окошек на том, и сколько секций в решетке вот у этого дома, мы видим все это, запоминаем и переносим на свои листы. Мы рисуем наивно, как будто играем, но при этом сохраняем предметность этого мира. 
1.3: изм
Published:

1.3: изм

Учебный проект в BHSAD

Published: